Список форумов Война Война

 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Кланы Узбекистана. Обзор.

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Война -> Национализм
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
us998



Зарегистрирован: 05.12.2009
Сообщения: 8248
Откуда: СССР

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 7:49 am    Заголовок сообщения: Кланы Узбекистана. Обзор. Ответить с цитатой

Кланы Узбекистана. Обзор.

Клановая система Узбекистана
GlobalRus.ru©2006.

http://arabeski.globalrus.ru/print_this/150389/
Цитата:

+++
Ситуацию в современном Узбекистане нельзя объяснить адекватно без принятия во внимание явления клановости. Есть основание утверждать, что в Узбекистане за годы независимости произошла институализация кланов. Это видно уже по тому, что клановость и местничество обрели серьезную значимость при определении внутренней, а также и внешней, политики.

Хотя построенный президентом Узбекистана Исламом Каримовым режим часто называют авторитарным и даже деспотическим, это не полностью соответствует действительности. В реальности узбекский президент вынужден балансировать между несколькими ведущими клановыми группировками. Их основу в прошлом составляла местная хозяйственно-политическая элита регионов.

Клановость довлеет над узбекским социумом.

Связи и конфликты внутри клана или между кланами непосредственно затрагивают слой людей, располагающих доступом к власти, материальным ценностям и собственности.

Принадлежность к клану позволяет рассчитывать на продвижение по службе получение каких-либо благ, улучшение материального положения, решение личных проблем.

Узбекский правящий класс делится на семь крупных клановых группировок, действующих на уровне республики и имеющих явный региональный характер:

- Самаркандско-бухарский (Самаркандская, Бухарская, Джизакская и Навоийская области);

- Ташкентский (г. Ташкент и Ташкентская область);

- Ферганский (т.н. ФАН - Ферганская, Андижанская и Наманганская области);

- Джизак, Сырдарья;

- Кашкадарья, Сурхандарья (т.н. «Суркаш»);

- Хорезмский (Хорезмская область, южные районы Каракалпакии, выходцы из узбекской диаспоры Ташаузской области Туркменистана);

- Каракалпакский.

Региональная общность - не единственный (хотя и значимый) фактор, влияющий на то, как складывается сотрудничество между отдельными лицами.

Многое определяется доступом к финансовым ресурсам, и подобные группы являются более гибкими, чем строго территориальный клан.

Ведущие представители кланов, опираясь на поддержку своей региональной группы, становятся во главе той или иной отрасли экономики, распространяя влияние представляемого ими клана и укрепляя его финансовую мощь.

Кадровая политика в республике целиком определяется борьбой между кланами.

Узбекские кланы отличаются от кланов Казахстана и Азербайджана.

В Казахстане кланы сформированы на основе родоплеменных связей.
В Азербайджане кланы, так же как и в Узбекистане, сложились по территориальному принципу.

Однако в Азербайджане это явление практически совпадает с понятием «землячество».
Представитель другой национальности, как правило, не может быть членом азербайджанского клана.

Узбекские политико-финансовые группировки являются более гибкими, чем строго территориальный клан, так как помимо региональной общности, действуют и другие важные факторы:
доступ к финансовым ресурсам,
родственные связи,
дружеские отношения и т. д.

На практике в ташкентскую или самаркандскую политико-финансовые группировки могут входить представители разных регионов и национальностей, что усиливает возможности каждого клана влиять на ситуацию и отстаивать свои интересы.


Явление клановости в РУ отражает специфику длительного этапа национальной самоидентификации узбеков - формирования узбекской нации - процесса, который ускорился после обретения независимости в 1991 г., но пока, еще далек от завершения. Сейчас значительная часть жителей различных регионов Узбекистана в первую очередь осознают себя самаркандцами, кашкадарьинцами, андижанцами и т.д., а уже потом - узбеками Положение постепенно меняется и на базе «великоузбекской» идеологии и подъема националистических настроений происходит консолидация узбеков. Возможно в перспективе - через 20 - 30 лет - формирование узбекской нации в основном завершится, но деление на кланы в качестве основы жизнедеятельности политической системы при этом сохранится.

Узбекские кланы характеризует постоянный взаимный конфликт между сторонниками разных подходов к ведению государственной политики (политическая и экономическая элита Узбекистана делится, как и повсюду в постсоветских государствах, на западников и традиционалистов, реформаторов и консерваторов.) и, что еще более значимо, конкуренция за господствующие высоты в экономике и политике РУ.

Число и влияние политических игроков в узбекской элите достаточно стабильно (это отличает ситуацию внутри правящего класса Узбекистана от положения дел в Казахстане и Киргизии), но их ресурсы и, соответственно, амбиции и влияние, медленно растут.

Межклановая борьба в стране до конца 90-х годов прошлого века проходила в скрытой форме и за исключением нескольких заметных «рецидивов» не становилась достоянием гласности. Ситуация резко обострилась в 1999-2000 гг., когда противостояние двух ведущих кланов вылилось в продолжительный кризис власти.

В настоящее время четко фиксируется 3 крупных («первого уровня» - ведущих самостоятельную политическую и экономическую «игру» на внутриузбекской арене) и 4 региональных «вспомогательных» (имеющих неплохие позиции в экономике и осуществляющих руководство в некоторых регионах РУ, но не имеющие серьезной «политически-административной» составляющей) клановых группировок.

Кланы центрального (общереспубликанского) уровня – структуры, которые ведут перманентную борьбу за власть в стране, имеющие мощный финансово-экономический блок, своих представителей на разных уровнях государственной власти, не ограничиваются возможностями регионов, а распространяют свое влияние через различные отрасли экономики, в первую очередь, через высокоприбыльные сферы. В последнее десятилетие в Узбекистане основными региональными группировками, претендовавшими на лидирующее положение во власти и бизнесе РУ, являлись Самаркандский, Ташкентский и Ферганский региональные кланы. Все остальные кланы вынуждены вступать в союзы с одной из вышеперечисленных групп.

Помимо региональных кланов значительным собственным влиянием пользуются «силовики» – МВД и СНБ (Служба национальной безопасности). Зачастую их прерогативы выходят далеко за рамки непосредственных функций. Они располагают собственными финансовыми и кадровыми ресурсами на местах, пытаются влиять на принятие политических решений и активно участвуют в межклановых интригах.

«Ташкентцы» исторически доминируют в научной сфере и искусстве, среди них наибольшее количество академиков и народных артистов. Из них экс-первый вице-премьер, а ныне министр экономики Рустам Азимов, главный идеолог Узбекистана Алишер Азизходжаев, министр обороны Кадыр Гулямов (отправлен в «почетную» отставку в октябре т.г.), экс-премьер и ныне вице-премьер Уткир Султанов. Ташкентцы контролируют большую часть ТЭКа республики (председатель национальной холдинговой компании «Узнефтегаза» Шафкат Маджидов и банковским бизнесом. Точнее сказать, представители этого клана ведут долгую и отчаянную борьбу за то, чтобы сохранить за собой эти сектора экономики.

На протяжении всех лет независимого существования РУ основным содержанием внутриэлитных взаимодействий в стране была борьба двух кланов «первого уровня» - «самаркандцев» и «ташкентцев» и сейчас влияние первых, превалировавшее до последнего времени, начинает снижаться в пользу «столичного» клана.

«Самаркандцы» делятся на две основные группировки по этническому признаку: таджики-«джурабековцы» и узбеки, значительная часть которых состоит из представителей клана бывшего лидера Узбекской ССР Шарафа Рашидова. С 1989 г. в руководстве Узбекистан превалировал именно самаркандско-бухарский клан. Лидером самаркандской группировки долгое время являлся экс-советника президента по вопросам АПК самый известный и долгое время наиболее близкий Каримову Исмаил Джурабеков.

«Самаркандцы» (и почти слившиеся с ними в последнее десятилетие «джизакцы») представляют собой наиболее «неузбекское» по этнической основе образование. Потомки арабов, таджиков и даже персов-«ирони» («эрони»).

Третий ведущий клан - «ферганцы» - ведут свою историческую преемственность от элит Кокандского ханства. Они отличаются значительной пассионарностью, активны в экономическом и, в меньшей мере, в политическом отношении.

После своего кратковременного лидерства при Инамжоне Усманходжаеве (недолго возглавлял республику после смерти Ш. Рашидова), в настоящее время придерживаются нейтральных позиций региональных лидеров и усиливают влияние через тактические союзы с «самаркандцами» и «ташкентцами». В последние два-три года заметна тенденция более тесного сотрудничества «ферганцев» с «ташкентцами» против «самаркандско-бухарских». Ферганский клан также не един и дробится на три основных группировки - наманганскую, андижанскую и, собственно, ферганскую. Андижанцы и особенно наманганцы считаются наиболее исламизированными и традиционными, ферганцы – несколько более европеизированными.

Во всех трех основных группировках элиты общереспубликанского уровня внутри истэблишмента и делового мира страны существует система сложных взаимоотношений и борьбы. Союзы среди группировок меняются в зависимости от решаемых задач.

Узбекский правящий класс узок, переплетен родственными связями (клановые группировки при этом, взаимно почти не пересекаются) и коррумпирован. Элита в целом обеспечивает свое воспроизводство и не допускает в свою среду независимые фигуры. Класса олигархов, лоббирующих свои интересы и имеющих влияние на выработку государственной политики, в Узбекистане пока нет – чиновники, курирующие отрасли экономики и возглавляющие регионы сами являются квазиолигархами.

В результате негласного разделения между основными кланами главных отраслей (в частности, нефтегазовой, финансово-банковской, агропромышленной, торговой) экономики РУ, сложилась ситуация, когда конкретные персоналии, представляющие конкретные кланы, используют возможности данных отраслей в своих интересах.

Дистанцированных от кланов фигур в узбекском правительстве мало, а их роль незначительна. Это, разумеется, не относится к таким внеклановым фигурам, как Гульнара и Лола Каримовы – дочери президента и их бизнес не включены в клановую узбекскую систему. Точнее, в силу своего положения, они в нее не интегрированы.

Ислам Каримов хотя и является самаркандцем по рождению, однако, до своего выдвижения руководителем республики не имел большой поддержки своего клана. За время же своей партийно-государственной работы он тесно взаимодействовал с ташкентским и кашкадарьинским кланами.

Следует сказать, что семья первого узбекского президента в Самарканде не принадлежала к числу не только влиятельных, но даже уважаемых. Свои первые годы будущий узбекский лидер провел в детском доме (совершенно нетипичная ситуация для традиционной узбекской семьи). Затем получил высшее техническое образование в Ташкенте и благодаря талантам, честолюбию и Джурабекову выдвинулся на пост председателя Госплана УзССР, а затем первого секретаря Кашкадарьинского обкома. В принципе, с полным основанием можно говорить, что Ислам Каримов не был членом никакого клана, а стал таковым в процессе удержания власти.

Каримов, будучи уроженцем Самарканда и в реальности опираясь на «самаркандских», не раз провозглашал свою «равноудаленность» от кланов. В то же время, кадровые перемещения последних лет позволяют судить о том, что Ислам Каримов, в отличие от Рашидова и Усманходжаева, которые на ключевые посты предпочитали выдвигать своих земляков, предпочитает назначать чиновников по принципу абсолютной личной преданности, создавая, таким образом, собственный «президентский» клан – т.н. «Семью». Рядом с прежними руководителями-хозяйственниками, составляющими ближайшее окружение Каримова, стали появляться сравнительно молодые «технократы». Типичным представителем «новой волны» являются премьер Ш. Мирзиеев, экс-вице-премьер Р. Азимов, министр иностранных дел Элер Ганиев или экс-мининдел C. Сафаев.

После обретения Узбекистаном независимости, Каримов, став президентом, назначил Джурабекова первым заместителем премьер-министра, руководителем агропромышленного комплекса, фактически превратив его во второе лицо в стране, в неофициального и особо влиятельного вице-президента. Все кадровые вопросы стали решаться с участием главы «самаркандских». Начиная работать на посту первого заместителя премьер-министра, И. Джурабеков привел в высшие эшелоны власти Буритоша Мустафаева (Мустафоева) (в качестве генпрокурора), Файзулло Муллажанова (Мулложонова) (в качестве председателя Центробанка Узбекистана), Абдусамат Полвонзоду (до недавнего времени - глава Министерства юстиции РУ) и других представителей этнических таджиков - выходцев из Самарканда, Бухары и соответствующих областей. Роль и значение Джурабекова возросли до того, что к концу 1998 г. он курировал почти все сферы экономики: начиная от сельского хозяйства и экспорта хлопка, кончая финансовыми вопросами и валютными операциями. Большинство лицензий на вывоз из республики товаров (особенно сельхозпродукции), выдавалось до конца 90-х годов прошлого века лично им.

В 1992 – 1993 гг. Каримов жестко подавил ферганскую исламистскую оппозицию, проведя репрессии против исламских партий и организаций («Адолат» и пр.), имеющих особенно прочные позиции в Ферганской долине. Многие члены организаций, обвиненные в «ваххабизме» были отправлены на долгие сроки в тюрьму, некоторые из лидеров пропали без вести.

В последующие три года Ислам Каримов снял с должностей немало руководителей-ташкентцев и ферганцев. К 1995 г. были сняты вице-премьеры Мухамеджан Карабаев и Анатолий Возненко, мэр Ташкента Адхамбек Фозылбеков, представляющие ташкентский клан. С должности председателя парламента был удален Шавкат Юлдашев, являвшийся одной из авторитетнейших фигур ферганского клана. В то же время показательной «экзекуции» подвергался и самаркандско-бухарский клан: время от времени в Самарканде и Бухаре менялись главы администраций (хокимы) областного и районного уровней. Правда, то же самое происходило и в других регионах РУ.

На данный момент в Узбекистане во власти в основном представлены два клана: выходцев из столицы – Ташкента и из Самарканда. Третий сильный клан – ферганский - на сегодняшний день практически отстранен от власти.

_________________
новый http://9e-maya.com/index.php?action=forum
резерв http://9e-maya.org/forum/index.php
http://www.igstab.net./
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
us998



Зарегистрирован: 05.12.2009
Сообщения: 8248
Откуда: СССР

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 7:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вторая часть исследования Андрея Грозина о политической системе Узбекистана посвящена теме преемственности верховной власти в этой стране.
GlobalRus.ru©2006.

http://arabeski.globalrus.ru/print_this/152692/
Цитата:
Проблема преемственности верховной власти в Узбекистане сегодня чрезвычайно актуальна и борьба за эту власть уже ведется.

Сила Каримова в том, что он не терпит около себя крупные политические фигуры, которые могли бы составить ему какую-то конкуренцию. Официальных преемников Каримова, как таковых, в его окружении нет, поскольку глава страны сознательно никаких крупных самостоятельных фигур рядом с собой не терпит. Политический ландшафт Узбекистана крайне скуден. В то же время, годы независимости выявили распространение в узбекской элите такого явления как «фаворитизм». В Ташкенте говорят: «у президента столько же фаворитов, сколько и экономических моделей развития страны». Эти фавориты меняются: Алишер Мардиев, Рустам Азимов, Садык Сафаев, а с конца 2003 г. - 47-летний Шавкат Мирзиеев, назначенный президентом на пост премьер-министра, потеснив старожила, Уткира Султанова.

Усилению личной власти Каримова способствует и введенная им система прямого назначения хокимов (глав администрации) областей. В государстве проводится особая кадровая политика, предусматривающая регулярную ротацию государственных чиновников в центре и на местах. Таким образом, И.Каримов не дает им «застояться», набрать политический и экономический «вес», обрасти прочными деловыми связями и создать свою систему региональной власти, автономную Центру. В итоге продолжавшихся в Узбекистане в течение 1995-2000 гг. межэлитных столкновений, различные группировки элиты добились превалирующего влияния на крупные предприятия и начали принимать активное участие в принятии государственных решений. В связи с этим межклановая борьба за власть и собственность лишь из года в год ужесточалась. Под влиянием кланов оказались и стратегические ресурсы РУ – хлопок, золото, цветные и черные металлы, энергоресурсы. Узбекские элитные группировки имеют прямой контроль и над теневой экономикой РУ, практически они формируют все процессы, проходящие в этом неконтролируемом государством секторе. Большинство экспертов сходится во мнении, что такая ситуация сложилась в результате достигнутого консенсуса между властью и криминалом. С 1994 г. в Узбекистане нет крупных бандитских формирований. Власть разрешила преступным авторитетам, легализоваться пообещав им «крышу», если те, в свою очередь, гарантируют свою лояльность президенту и правительству, а также прекратят «чрезмерно» ухудшать криминогенную обстановку. Поэтому видимая часть бизнеса крупнейших узбекских мафиози выглядит сейчас сравнительно респектабельно – ряд фирм и СП, специализирующихся на производстве и экспорте товаров народного потребления.

В то же время, вросшие в кланы ОПГ контролируют теневую экономику и формируют все нелегальные процессы, проходящие в этом секторе: наркотрафик, неучтенное производство, мелкооптовая торговля, «серый» валютный рынок, экспорт-импорт сырья, в т. ч. стратегического, недвижимость.

«Битва узбекских кланов» вокруг высокодоходных секторов экономики и банковского сектора РУ не прекращается и время от времени в суверенном Узбекистане наблюдаются локальные всплески влияния того или иного клана. Региональные же («вспомогательные») кланы в настоящее время заняли выжидательную позицию и их влияние на общереспубликанскую ситуацию пока не ощущается. Идет накопление ресурсов этих группировок в преддверии ожидаемых элитных «боев» за высшую власть в стране. Особенно это касается медленно набирающих силу Южных областей (Сурхандарья и Кашкадарья) а также хорезмийского клана.

Наиболее перспективным из «ташкентцев» до начала 2005 г. считался, «младореформатор», усиленно культивирующий о себе мнение как об «англофиле» и «западнике» Р.Азимов. В конце 2004 г. Азимов, ранее являвшийся «рядовым» заместителем премьера – руководителем общеэкономического комплекса – министром экономики, был повышен до первого вице-премьера с широким полем кураторства – экономика и финансовая сфера. Однако вскоре после «андижанских событий» он был вновь понижен до «обычного» вице-премьера, а совсем недавно получил пост главы Министерства финансов.

В качестве «второго номера» в плане потенциальной перспективности среди «ташкентцев» еще полтора года назад рассматривался вице-премьер, курирующий ВЭС, а с начала текущего года – глава МИД РУ Элер (Эльёр) Ганиев, фигура, набирающая с 1998 г все более серьезный экономический и политический «вес». Ганиев, возглавивший с октября 2002 г. Комплекс внешних экономических связей и Агентство по внешним экономическим связям (АВЭС) РУ, сейчас возглавивший внешнюю политику и внешнеэкономические связи, имеет весьма значительное влияние в вопросах внешней торговли и валютных операциях. Хотя Ганиев и входит в ташкентскую элитную группировку, но в Ташкенте его считают полуузбеком-полутаджиком. Это позволяет ему быть неким «связующим звеном» между двумя враждующими кланами. Ганиев поддерживает тесные связи с руководством ряда подразделений как «ташкентской» СНБ (Ганиев, как утверждают источники в Ташкенте, является полковником резерва СНБ), так и с «самаркандским» МВД во главе с таким крупным лидером самаркандского клана как Закир (Закирджон) Алматов.

Сказать о внещнеполитических ориентациях Ганиева нечего: новый глава МИД Узбекистана чутко подстраивается под внешнеполитические ориентации И.Каримова, постоянно демонстрируя глубокую личную преданность президенту.

У «ферганцев» нет лидеров, но есть годами (веками) сложившиеся неформальные полумафиозные и прямо мафиозные структуры. «Ферганцы» сейчас контролируют большую часть узбекского криминального бизнеса – наркотраффик, вывоз девушек на Ближний Восток, рэкет, подпольное цеховое производство (продукты питания, легпром) и т.п. В настоящее время «ферганцы» оценивают ситуацию в преддверии возможной смены верховной власти и активных действий не ведут. Среди них фигур первого плана нет, однако от ситуации в их регионе зависит стабильность режима и страны – именно там главные очаги исламистской оппозиции.

Прошедшая в мае т.г. попытка мятежа в Андижане продемонстрировала, что «ферганцы» пытаются предпринять шаги по недопущению реализации планов И.Каримова по передаче власти дочери или кому-либо из «самаркандцев» (например, Ш.Мирзиееву). В отсутствие крупных фигур, «ферганцы» располагают мощными родоплеменными структурами, свободным капиталом и опытом реактивной мобилизации в случае «стихийных» беспорядков.

Несколько обособленно от всех позиционирует себя профессиональный дипломат, экс-глава МИД РУ Садык Сафаев и, по слухам, новый муж (после распада брака с американским гражданином узбекского происхождения Мансуром Максуди) Гульнары Каримовой. Его часто называли одним из наиболее вероятных преемников Каримова. Сафаев плотно связан с США, имеет ряд контактов как среди высокопоставленных «демократов», так и «республиканцев». Сам Сафаев из семьи ташкентских интеллигентов, но тиражирует слухи о своем происхождении едва ли не от эмира Бухары. Садык Солихович не принадлежит к какому-то клану и не имеет серьезных финансовых и административных ресурсов.

До «андижанских событий» складывалось впечатление, что в Узбекистане, как и почти во всех ННГ Азии, был запущен сценарий интронизации в президенты прямого наследника - Гульнары Каримовой, которой должен обеспечить поддержку С.Сафаев. За Г.Каримовой закрепилась репутация «человека номер два» в узбекской вертикали власти. У Гульнары есть собственный крупный бизнес в Узбекистане, и многие прибыльные проекты сейчас ею перекупаются. Есть признаки того, что «ташкентцы» (исторически более европеизированные, чем самаркандцы, бухарцы, или ферганцы) предпринимали шаги для того, чтобы сделать своим прямым союзником Гульнару Каримову.

Однако после неудачного мятежа «ферганцев» в Андижане и резкого отхода И.Каримова от проамериканского курса сценарий передачи власти старшей дочери смотрится не слишком вероятным. Наиболее яркие прозападные фигуры (Азимов, Сафаев) оказались вытеснены на периферию власти и их шансы на «наследничество» сейчас выглядят маловероятными. Более того, уже через некоторые российские СМИ «сливается» конфиденциальная информация о коррумпированности этих узбекских чиновниках, еще недавно отвечающих за экономические реформы и подталкивавших Ислама Каримова к тесному сотрудничеству с США.

Наиболее знаковым моментом в «нейтрализации» узбекских «западников» стало отстранение с поста главы МИДа Садыка Сафаева, получившего, взамен министерского, кресло сенатора и возглавившего парламентский комитет по международным связям. Вывод из состава правительства этого государственного чиновника обусловлен тем, что, определенные Сафаевым приоритеты в международных отношениях, в основе которых было интенсивное сотрудничество с Западом в ущерб сотрудничеству со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией, по мнению главы узбекского государства, себя не оправдали.

Более того, Каримов, видимо, не без оснований предполагает, что в силу личных качеств и уровня образования, Сафаев при определенном стечении обстоятельств мог бы стать теневым инициатором «цветного переворота». Слишком хорошо к Сафаеву относились западные лидеры, и, особенно, американцы. Сафаев, конечно, не вел какую-то самостоятельную игру во внешней политике (в Узбекистане это невозможно по определению), но он успешно лоббировал некоторые внешнеполитические действия Узбекистана, направленные на укрепление политических контактов с США. По данным информированных узбекистанских источников, именно он первым подсказал Каримову мысль о возможности размещения на территории страны военной базы США сразу же после терактов в США в сентябре 2001 г.

Отдельно следует рассматривать двух главных силовиков РУ. Многолетний глава МВД, выдвиженец «самаркандских» Закир Алматов (формально «ташкентец», но по некоторым данным родился в Казахстане, жена – таджичка), активно поддерживает имидж лично преданного Каримову верного служаки. Аналогично можно охарактеризовать и выдвиженца ташкентской элитной группировки, главу узбекских чекистов (при этом давнего и смертельного врага Алматова) Рустама Иноятова. Оба «силовика» много лет пытались убедить президента Каримова, что нельзя полностью доверять другой силовой организации и собирали компромат друг на друга. В такой ситуации президенту проще контролировать и СНБ и МВД.

Многолетний глава МВД, выдвиженец «самаркандских» Алматов значительно ослабил свои позиции в борьбе за президентское место через месяц после андижанских событий. «Помог» ему в этом, безусловно, его давний соперник Р.Иноятов.

В июне т.г. из ведения Алматова были выведены внутренние войска, которые передали Министерству обороны. Почти лишилось МВД и спецназа, командование которым отныне поручено Службе национальной безопасности. В МВД остался лишь один батальон специального назначения, еще один батальон министр намерен создать заново, укомплектовав его из внутренних резервов, но реализации этих идей мешает тяжелая болезнь главы МВД РУ.

В настоящее время одним из наиболее «перспективных» в плане возможного превращения в преемника Каримова, в узбекской элите рассматривают многолетнего хокима Джизака и Самарканда, нового премьера Шавката Миромоновича Мирзиеева. Его появление на должности премьера (11.12.2003.) выглядело достаточно неожиданным. В 2001 г. Мирзиеев сменил Эркина Рузиева, бывшего хокима Ташкентской области, на «самаркандском троне». Стоит добавить, что президент любит свою «историческую родину» Самарканд и во главе этого региона Каримов всегда ставит самых доверенных лиц - Мардиева, Рузиева, Мирзиеева. Пройдя «обкатку» в двух областях в качестве их руководителей, Мирзиеев не стал ни министром сельского хозяйства, ни заместителем премьер-министра, а сразу самим премьером.

Мирзиеев известен как «твердая рука» и «крепкий хозяйственник». Жесткий и властолюбивый человек, не только имеющий поддержку «самаркандских», но и фактически, после долгого хокимства в опорных областях клана, интегрированный в эту элитную группировку. Работая хокимом, Мирзиеев запомнился жителям Джизакской и Самаркандской областей как руководитель, добивающийся своего любой ценой.

Очевидно, что в кресло премьера «жесткий» Мирзиеев был посажен Каримовым именно из соображений создания дополнительной «подпорки» в преддверии возможных изменений в высшем руководстве РУ. Показательно само появление на должности премьер-министра «самаркандца», чего ранее никогда не было (по неписаному закону, второй пост в государстве отдавался самому лояльному из представителей соперничающего клана). Теперь амортизатора между «самаркандцами», оккупировавшими Ташкент, и «ташкентцами», а тем более - «ферганцами», просто нет - и это весьма опасно.

Политическая стабильность существующего в Узбекистане политического режима основана на тонком и беспрестанном балансировании между интересами трех основных кланов — ташкентского, ферганского и самаркандского. Сам президент не только принадлежит к исторически наименее влиятельному, в сравнении с «ташкенцами» и «ферганцами» самаркандскому клану, но и внутри него — к субэтносу «ирони», бывших переселенцев из Ирана. Естественно, с точки зрения внутриплеменной иерархии узбекской племенной аристократии, родовитость Каримова вызывает вопросы, и если жестко контролирующего элиту президента лидеры кланов еще готовы терпеть и далее, то пролонгацию династии в лице разведенной «американки» Гульнары, почти не владеющей узбекским языком и ведущей свободный образ жизни в Москве - не допустят. Понимает это и сам И. Каримов. Его проблема (как и у Нурсултана Назарбаева) в том, что у него нет сына как у азербайджанского лидера Гейдара Алиева. Вторая дочь президента Лола не обнаруживает ни малейших признаков умения управлять не то что государством, а своей собственной семьей. Зятья не оправдали доверия. В этих условиях вариант с опорой на Мирзиеева выглядит не лишенным смысла.

Каримову и его «семье» нужно иметь прочный тыл – гарантию, что если с первым президентом что-то случится, власть не уйдет к «иногородним». Клану нужна стабильность и жесткий и уверенный в себе Мирзиеев, должен стать надежной подпоркой и, своего рода, пролонгацией «эпохи Каримова».

В то же время, еще рано говорить, о том, что Каримов окончательно определился с преемником, для этого просто еще не пришло время. Он будет до последнего тянуть и медлить с определением «преемника», по простой причине – официальный «наследник» в Средней Азии всегда был, исторически, едва ли не главной угрозой безопасности своего бывшего патрона.

Пока президент Узбекистана дает внутрь соперничающих кланов различные властные импульсы отслеживает кадровую ситуацию, селектирует элиты, на ранней стадии отсекая потенциально опасные и сильные фигуры. Однако в последнее время его аппаратная машина начала давать заметные сбои — появился характерный более для Туркмении и Киргизии кадровый хаос.

Знаковые события последнего времени – подвижки в элите Узбекистана. События эти, с середины 90-х годов прошлого века, стали довольно редки и требуют отдельного комментария. Во-первых, в декабре неожиданно был понижен из премьеров в вице-премьеры (их число в РУ иногда доходило до десяти) Уткир Султанов. Во-вторых, в феврале 2004 г. ушел с поста советника президента по вопросам АПК И.Джурабеков. В марте 2004 г. «ферганец» Сайдулло Бегалиев стал министром сельского и водного хозяйства страны. Сам факт выдвижения представителя этого клана призван был разрядить напряженность и уравновесить межклановые противоречия. Из этого, однако, ничего не вышло: в конце сентября 2004 г. Бегалиева понизили. До настоящего времени вокруг «хлопкового министерства» продолжает идти скрытая, но весьма ожесточенная борьба: с 2003 г. Минсельхозе РУ сменилось пять министров и множество их заместителей. Как говорят в Ташкенте, «министерство хлопка» превратилось в «проходной двор».

Нестабилен и «самаркандский клан», о чем свидетельствует развернувшаяся в последнее время кампания по окончательной дискредитации многолетнего «серого кардинала» президента Исмаила Джурабекова. В официальной прессе появилась статья в которой мелкий клерк Генпрокуратуры утверждает, что земляк президента повинен в многочисленных злоупотреблениях, по его вине в сельском хозяйстве страны наблюдается ряд негативных явлений. Кроме того, Джурабеков обвинялся в том, что во время своей работы на должности госсоветника по вопросам сельского хозяйства самовольно решал вопросы, входящие в полномочия правительства, безосновательно вмешивался в деятельность органов управления, давал незаконные указания, и в результате все это привело к негативным последствиям. Против него было возбуждено уголовное дело по ряду обвинений, самыми серьезными из которых были «хищения в крупных размерах» и «превышение должностных полномочий». С учетом возраста Джурабекова, состояния его здоровья, а также, «исходя из того, что он признал себя виновным», уголовное дело против него было прекращено - согласно амнистии от декабря 2004 года.

Курс реформ Каримова сопровождавшийся значительными кадровыми перемещениями в 2003-м и начале 2004 года вызвал неприятие и пока пассивное сопротивление со стороны представителей некоторых кланов, особенно на местах. Реформы не только больно ударили по основной массе населения и в целом были восприняты им крайне негативно, но и вызвали саботаж со стороны региональных и отраслевых элит.

В обстановке постоянной межклановой борьбы Исламу Каримову вообще очень сложно будет найти такой вариант передачи власти, который не спровоцирует открытую борьбу за власть. Хотя есть вариант, при котором сам нынешний глава государства сможет продолжать контролировать ситуацию в стране. Скорее всего, этот вариант также рассматривается политическим руководством страны. Не так давно в некоторых странах СНГ стали озвучиваться идеи изменения президентской формы правления в сторону создания парламентской республики. Такой вариант, по нашим данным, сейчас изучается в Узбекистане. Для Каримова - это способ фактического сохранения своей власти. При парламентской республике фактическим лидером страны является глава парламента, а не президент. Так что если И.Каримов после своего ухода с поста президента возглавит парламент, он сможет на законных основаниях продолжать руководить страной.

Ситуация внутри правящей узбекской элиты после «устранения» с политической арены Джурабекова уже была серьезно дисбалансирована. И на этом фоне произошел переворот в соседней Киргизии. По имеющимся данным, президента Каримова, чрезвычайно взволновали киргизские события.

В первую очередь, потому что Ош и Джалал-Абад — это для Киргизии «мятежный юг», а для Узбекистана — не менее взрывоопасный ферганский восток, предельные точки компактного обитания узбекского этноса, сыгравшего заметную роль в киргизской «революции тюльпанов». «Революционная активность» узбеков Киргизии явилась неожиданностью для многих и серьезно насторожила Ташкент.

Ясно, что после попытки мятежа в Андижане процесс «закручивания гаек» узбекскими силовиками пойдет еще более активно.

Пока же, в последние 2-3 года, крепнет ощущение того, что узбекское общество и политический класс теряет управляемость: коррупция достигла огромных размеров и фактически по этой причине многие решения президента на местах саботируются. Руководители на местах не могут (а чаще просто не хотят) идти наперекор интересам влиятельных региональных кланов.

С конца 2002 - начала 2003 гг. по стране активно распространяются слухи о том, что Каримов тяжело болен. Трудно судить, насколько верны эти сообщения, но уже само их массовое распространение говорит о многом.

Характер периодически проводимых в РУ антиправительственных акций, их синхронность, количество использованных взрывчатых веществ, число задействованных боевиков, все это наводит на мысль об участии в подготовке терактов и последней попытки поднять мятеж в Андижане неких структур, располагавших такими возможностями и предоставивших террористам условия для проведения акций. При этом террористы могли и не осознавать, что ими манипулируют. Вполне вероятно, что теракты и мятеж могли организовать немногочисленные группировки, пополнявшиеся из среды фанатиков, «пехоты» криминальных групп (это особенно подходит к оценке «андижанских событий»), или отчаявшихся людей, не располагавших технической и финансовой поддержкой. Однако на каком-то этапе эти группировки могли начать анонимно получать необходимую помощь. Источниками такой поддержки могли быть представители государственных структур (скорее всего, региональное руководство на местах или «силовики»), настроенные антикаримовски. Не вызывает сомнений, что в условиях узбекской внутриэлитной борьбы могут быть использованы самые жесткие методы завоевания власти, и никакие правовые рамки никем не признаются.

Сейчас не исключены различные, кажущиеся пока невероятными, «сценарии» перехода высшей власти в РУ («дворцовый переворот», внезапная смерть президента, выдвижение Каримовым на роль возможного преемника некой «неизвестной» в элите фигуры, заключение всевозможных союзов между ведущими и «вспомогательными» кланами и выдвижение ими своих кандидатов и пр.). Кроме того, некоторые обстоятельства, совпавшие с назначением премьером Ш.Мирзиеева, указывают на необязательность его долгого нахождения на этом посту.

_________________
новый http://9e-maya.com/index.php?action=forum
резерв http://9e-maya.org/forum/index.php
http://www.igstab.net./
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
us998



Зарегистрирован: 05.12.2009
Сообщения: 8248
Откуда: СССР

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 8:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Борьба кланов в Узбекистане
Усман Хакназаров, январь 2003

http://www.russianspain.com/news/article2795.html
Цитата:
+++
+++
Первый золотой период самаркандского клана

После того, как к середине 90-х годов Каримов полностью подавил деятельность оппозиции и начал проводить авторитарную политику, первым к Каримову приблизился самаркандский клан во главе с Исмаилом Джурабековым. Почему приблизился именно Джурабеков, а не кто-либо другой?

Потому что Исмаил Джурабеков уже в то время работал в правительстве независимого Узбекистана: был министром сельского и водного хозяйства. На этой должности Джурабеков работал еще со времен Шарофа Рашидова. Он хорошо знал проблемы сельского хозяйства Узбекистана, которое и поныне дает 60% валютной выручки страны. Однако самым основным фактором, который мгновенно приблизил Джурабекова к Исламу Каримову, первому президенту страны, было то, что в рашидовские времена продвижению Ислама Каримова по служебной лестнице помог именно Исмаил Джурабеков. Именно он способствовал тому, что Ислам Каримов сначала стал главным инженером Ташсельмаша, а потом перешел на работу в госплан, далее стал министром финансов. Кстати, Ислам Каримов стал первым секретарем Кашкадарьинского обкома также благодаря усилиям Исмаила Джурабекова. Тогда Джурабеков помогал Исламу Каримову как молодому своему земляку, уроженцу Самарканда.

И после обретения Узбекистаном независимости, Каримов, уже на посту президента страны, отблагодарил Джурабекова за все хорошее, сделанное в прошлом: назначил его первым заместителем премьер-министра, фактически превратил его во второе лицо в стране, в неофициального вице-президента. И тогда все кадровые вопросы стали решаться по предложениям и советам Исмаила Джурабекова. Начиная работать на посту первого заместителя премьер-министра, И. Джурабеков привел в высшие эшелоны власти Буритоша Мустафоева (в качестве генерального прокурора), Файзулло Мулложонова (в качестве председателя Центрального банка), А. Полвонзоду и других представителей этнических таджиков. Роль и значение Исмаила Джурабекова возросли до того, что к концу 1998 года он курировал почти все сферы экономики: начиная от сельского хозяйства и экспорта хлопка, кончая финансовыми вопросами и валютными операциями.

Исмаил Джурабеков стал поручать все эти сферы представителям своего самаркандского клана. Например, вот уже 11 лет благодаря усилиям Исмаила Джурабекова председателем Центрального банка является Файзулло Мулложонов, уроженец таджикского кишлака Чустского района Наманганской области. Или же министром финансов является самаркандец Мамаризо Нурмуродов, бывший первый заместитель председателя Центрального банка.

Именно в эти годы Исмаил Джурабеков и получил прозвище "серый кардинал узбекской политики". Ходили даже слухи, что его уважают во всем постсоветском пространстве, что документы с его подписью можно спокойно заносить в правительства любой из бывших советских республик. Ходили и разговоры о том, что Джурабеков - главный взяточник Узбекистана. Говорили, что именно Джурабеков определяет размер взятки на ту или иную должность. Стали называть Джурабекова даже киллером узбекской экономики.

Однако в конце 90-х годов золотому периоду самаркандского клана пришел конец: в начале 1999 года глава клана Исмаил Джурабеков внезапно был уволен с поста первого заместителя премьер-министра и отправлен на пенсию.
Сам Джурабеков не хотел уходить, однако этого хотел ташкентский клан, а точнее глава этого клана - Тимур Алимов.

Итак

Победа ташкентского клана

Нужно сказать, что увольнение Джурабекова было плодом многолетних усилий ташкентского клана во главе с Тимуром Алимовым. Тимур Алимов, начиная работать советником Каримова по кадровым вопросам, начал потихоньку привлекать в правительство своих людей, выходцев из города Ташкента и Ташкентской области. Для полномасштабного привлечения представителей своего клана во власти Тимуру Алимову нужно было начать дело с ликвидации людей Исмаила Джурабекова.

Как уже говорили выше, первой жертвой Т. Алимова стал Мавлян Умурзаков, также советник президента. Тимур Алимов хотел устранить его, в основном, для того, чтобы иметь единоличное влияние на президента Каримова: тогда президент больше доверял Мавляну Умурзакову. И Тимур Алимов смог добиться увольнения М. Умурзакова.

Став "близким другом" Умурзакова, Тимур Алимов записывал его разговоры и действия на аудио- и видеоленты. Кроме того, он копил на Умурзакова огромный багаж документального компромата.
И в конце концов, в середине 90-х годов, весь плод своей работы Тимур Алимов показал Исламу Каримову, после чего Умурзаков немедленно был уволен с работы.
Основной уликой Т. Алимова против Умурзакова были операции с экспортом хлопка.

После этого президентским советником первого ранга стал Тимур Алимов: теперь Каримов доверял только ему, ведь Тимур Алимов позаботился о нем, сообщил о появлении "первого мультимиллионера в узбекской политике, который не сегодня, так завтра мог претендовать на власть в стране".

Так простой ирригатор, в советские времена боявшийся даже своей тени бывший первый секретарь Ташкентского обкома компартии, ставший сначала управделами Кабинета Министров, а потом председателем госкомприроды, стал советником президента Каримова, и не просто советником, а самым доверенным советником, советником по кадрам.

Теперь Тимуру Алимову, племяннику известного узбекского поэта Гафура Гуляма, можно было постепенно начинать более масштабную работу по ликвидации людей Исмаила Джурабекова.

Став доверенным лицом Каримова, Тимур Алимов начал приводить в руководящие посты выходцев из г. Ташкента и Ташкентской области. Сначала он устроил на работу своих родственников, родственников своей жены.

Например, нынешний директор Института стратегических исследований при президенте страны Равшан Алимов - племянник Тимура Алимова, министр обороны страны Кадыр Гулямов, сын Гафура Гуляма, - брат жены Тимура Алимова.

Также родственниками Тимура Алимова, поколением Гафура Гуляма являются нынешний президент Академии наук, директор Института ядерной физики Узбекистана и др.

После того, как на высокие посты были устроены родственники, Т. Алимов начал привлекать своих земляков - ташкентцев.

Самым видным чиновником-ташкентцем, которого привел в правительство Т. Алимов, является нынешний министр макроэкономики и статистики Рустам Азимов, сын академика Садыка Азимова.

Кроме того, большинство руководителей коммерческих банков, представители ташкентского клана, также обрели свои посты благодаря Тимуру Алимову.

К концу 90-х годов ташкентский клан во главе с Тимуром Алимовым, поддерживаемый ташкентскими мафиози, стал выдвигать в политическую элиту выходцев из Ферганской долины.

Такими людьми стали уволенный недавно с поста председателя госкомимущества Уктам Исмаилов (Ферганская область), уволенный с поста хокима Кашкадарьи - Бахтиер Хамидов и др.

Почему ташкентский клан начал привлекать выходцев из Ферганской долины?
Потому что к концу 90-х годов главари ташкентский мафии сумели подчинить себе мафиози долины.
Кроме того, два самых крупных мафиози г. Ташкента (Салим Абдуллаев и Гафур Рахимов) родом являются ферганцами.
Поэтому у них особых разногласий со своими земляками и не было. И теперь ташкентские мафиози представляли своему "депутату" в президентском аппарате Тимуру Алимову кандидатуры своих ферганских коллег.
Нужно сказать, что если Исмаила Джурабекова поддерживают самаркандские мафиози, то Тимура Алимова - ташкентские мафиози.

Итак

О связях Тимура Алимова с ташкентскими мафиози

Начнем разговор с того, что в начале 90-х годов, когда Тимур Алимов еще работал первым секретарем Ташкентского обкома компартии. Тогда один из сыновей Т. Алимова работал у ташкентского мафиози Шухрата, проживавшего на массиве Домбрабад г. Ташкента.

Как известно, Шухрат был посажен в тюрьму за организацию рэкета, бандитских акций, массового угона автомобилей и т.д.

Однако сына Тимура Алимова, также непосредственно занимавшегося этими делами, не посадили, и до сих пор неизвестны причины этого факта.
Газета "Эрк", выходящая в те годы легально, даже разместила статью о том, что в рядах мафии оказался сын первого секретаря Ташкентского обкома партии Тимура Алимова.

Если учитывать этот факт, то станет ясно, что Тимур Алимов, племянник известного поэта Гафура Гуляма, связан с мафией еще с советских времен.

С обретением независимости, Каримов, якобы, объявил борьбу против мафии в Узбекистане, потребовал, чтобы мафиози прекратили рэкет и занялись легальным бизнесом.

Фактически это была идея Исмаила Джурабекова, имевшая целью уничтожить ташкентскую мафию во главе с Салимом Абдуллаевым и Гафуром Рахимовым.
И тогда это в какой-то степени удалось Джурабекову.
Мы говорим "в какой-то степени" потому, что сразу же после этого ташкентские мафиози, отдавшие бразды правления страной самаркандской мафии, стали внедрять в правительство своих людей, чтобы вернуться к власти.

И главной их опорой стал Тимур Алимов, сын которого работал у них.
По мере того, как Тимур Алимов стал приближаться к Каримову, свободно начали дышать и ташкентские мафиози, которые теперь уже назывались "крупными бизнесменами".

В частности, благодаря усилиям Тимура Алимова Салим Абдуллаев и Гафур Рахимов получили доступ к заветной конвертации сума.
Кроме того, в их руки перешел спорт Узбекистана: Салим Абдуллаев стал курировать футбол, а Гафур Рахимов - бокс.

Например, в эти годы главная футбольная команда страны "Пахтакор" (Ташкент) была тихо, мирно, без каких-либо аукционов куплена Салимом Абдуллаевым, и сейчас "Пахтакор" - частный футбольный клуб.

Вместе с "Пахтакором" в руки С. Абдуллаева перешел и центральный стадион "Пахтакор".

А взамен на такие льготы Гафур Рахимов и Салим Абдуллаев предложили Тимуру Алимову спонсировать спортивные мероприятия, организуемые в Узбекистане.

Это предложение Т. Алимов передал президенту Каримову.
Оно пришлось президенту по душе: нужно было через спорт восславить всему миру доселе никому неизвестную страну.
В частности, теннисный турнир на приз президента Ислама Каримова, проводимый ежегодно в Ташкенте, организовывается на средства этих двух людей.

Таким образом, ташкентские мафиози через своего представителя Тимура Алимова приблизились к президенту страны.
В последние годы сотрудничество сторон дошло до того, что "крупные бизнесмены" стали выполнять самые разные "просьбы" президента.

Например, в 2001 году Гафур Рахимов дал "верхам" 2 миллиона долларов для организации покушения на Мухаммада Салиха, лидера оппозиции Узбекистана.
Через Тимура Алимова эти деньги были переданы в узбекское отделение Интерпол (Махмуд Хаитов), которое в конце концов не справилось с этим заданием.
Такое сотрудничество понравилось обеим сторонам: и президенту, и ташкентскому клану.
Также обе стороны были довольны связующим - Тимуром Алимовым.

Итак

Золотая пора ташкентского клана и Тимура Алимова

Добившись такого влияния на Ислама Каримова, Тимур Алимов решил осуществить последний этап своей миссии - убрать главу самаркандского клана Исмаила Джурабекова.
Он долго копил компромат на Джурабекова, он заходил к Каримову каждый раз, когда что-то обнаруживал против своего основного соперника.

И самой большой добычей для Тимура Алимова стало то, что в 1998 году целый эшелон вагонов с наркотиками, отправленный среди контейнеров с хлопком, попадает в руки таможенников и полиции Германии.

При следствии выясняется, что эшелоны наркотиков везлись по прямому указанию самого Исмаила Джурабекова, что руководителем экспедиции был человек Джурабекова из самаркандского клана.

Тимур Алимов теперь уже просто требует от Каримова, чтобы он уволил Джурабекова.
"Он позорит вас, он и дальше будет делать это.
Потом в списки наркобаронов попадете и вы сами", - настойчиво говорил Тимур Алимов.

И тогда Тимуру Алимову удается получить от Каримова приказ об увольнении Исмаила Джурабекова.
Так пришел конец первому золотому периоду самаркандского клана, и началась золотая пора ташкентского клана.

Отправка на пенсию "серого кардинала" была самой крупной победой Тимура Алимова.

Как отмечалось выше, до этого он проделал огромную работу: почти все важные посты были заняты представителями ташкентского клана.

К этому времени люди Алимова стали называть себя преемниками президента Каримова.
Одним из таких людей, в частности, является нынешний министр макроэкономики и статистики Рустам Азимов.

Разговоры о том, что ташкентский клан выдвигает на место Каримова Азимова, стали раздаваться кругом и везде.
Правда, когда по этому поводу Азимова вызывал Каримов, то молодой министр делал вид, что не метит в президенты, что эти разговоры - только слухи.

С конца 1998 года по февраль 1999 года Тимур Алимов начал вести себя как король.
В разных посиделках, устраиваемых на массиве Куйлюк г. Ташкента, он уже открыто стал говорить, что президент Каримов стал игрушкой в его руках.

На вопросы "А зачем вы эту игрушку не выбросите?" Т. Алимов ухмыленно отвечал: "Да он нам не мешает. Помешает - уберем".

Теперь Тимур Алимов не упрашивал Ислама Каримова, как раньше, а ставил ему свои условия, т.е. условия своего клана.

Так, он почти заставил Каримова назначить министром обороны страны своего родственника Кадыра Гулямова, сына известного узбекского поэта Гафура Гулямова, вместо прежнего министра Ахмедова.

Кстати, Ахмедов был уволен с этого поста именно благодаря компромату, собранному Тимуром Алимовым.
Тимур Алимов вынудил Каримова назначить на пост министра обороны гражданского человека, ученого-физика, который никогда раньше вопросами обороны не занимался.

Радости ташкентского клана не было предела, клан начинает прозывать Тимура Алимова Великиим Тимуром.

Теперь ташкентскому клану оставалось сделать очень малое - убрать самого президента Ислама Каримова, потому что Каримов тоже был самаркандцем.

Это клан планировал сделать к весне 1999 года.
Однако это не удалось ташкентцам, потому что им помешал пенсионер Исмаил Джурабеков.

Итак

Ответный ход "серого кардинала"

Обиженный на Ислама Каримова, злой на Тимура Алимова "серый кардинал" незамедлительно дал понять, что еще в его руках очень много возможностей.

Так, в начале 1999 года он передает Таджикистану кипу материалов, подтверждающих то, что Махмуд Худойбердиев, мятежный узбекский полковник, противник режима президента Таджикистана Имомали Рахмонова, скрывается в Узбекистане.

Он передал таджикскому президенту факты о том, что весь этот мятеж был спровоцирован и спонсирован Узбекистаном. Были убедительные доказательства и того, что после мятежа Махмуд Худойбердиев работает на одном из руководящих постов в министерстве обороны Узбекистана.

Всем известны телесюжеты российских каналов 1999 года, где президент Таджикистана Имомали Рахмонов, держа в руках бумаги, почти кричал в телекамеры, что всю кашу в их стране заварил Ислам Каримов.

Узбекский МИД в это время сдержанно молчал, как это он делает тогда, когда нечего опровергать.

Впрочем, как и сейчас, когда Туркменистан обвинил Узбекистан в укрывании в своем посольстве Бориса Шихмурадова.

История с передачей документов Имомали Рахмонову окончательно нарушила спокойствие узбекского президента.
Он знал, что это дело рук "серого кардинала".

Каримов срочно вызывает "серого кардинала" к себе и требует объяснения.
Исмаил Джурабеков говорит лишь то, что у него и у его людей еще огромный компромат на Каримова, и вообще на все узбекское правительство.
Также он говорит, что его необходимо восстановить на работу.
Однако на это Ислам Каримов отвечает, что сразу не может сделать это, боясь получить имидж президента, боящегося "серого кардинала".
Каримов просит Джурабекова подождать около года, чтобы история с его увольнением как-то стерлась с памяти людей.
Джурабеков соглашается на это предложение Каримова, но напоминает, что ташкентский клан во главе с "Великим Тимуром", т.е. Тимуром Алимовым готовит государственный переворот, смещение президента.

Тогда Ислам Каримов, сам подозревающий о заговоре против себя со стороны Алимова, не стал сомневаться в правдивости слов своего первого хозяина.

К тому же, последние кадровые перестановки в правительстве он делал по требованию и шантажу Тимура Алимова.

Действительно, в это время ходили слухи, что вот-вот власть в Узбекистане перейдет в руки Тимура Алимова.

В этом разговоре Исмаил Джурабеков предлагает свою помощь президенту, уже полностью перешедшему в когти ташкентского клана во главе с Т. Алимовым.

Джурабеков говорит, что нужно сделать что-то очень шумное, чтобы начать чистку страны и правительства от врагов, особенно от представителей ташкентского клана.

И президент соглашается на этот шум, который потом станет началом атаки на Тимура Алимова и его ташкентский клан.
Также он станет поводом для начала полномасштабных репрессий против недовольных властью.

Итак

Взрывы 16 февраля 1999 года в Ташкенте

Не будем останавливаться на тех подробностях этого спектакля, показывающих его инициирование со стороны властей.
Можно напомнить то, что вывешенные по всей стране 19 февраля 1999 года объявления о розыске 6 человек (Улугбек Бабаджанов и др.) по подозрению в организации взрывов 16 февраля, были доставлены из Ташкентской типографии в местные отделения милиции за два дня до этих событий - 14 февраля.
Не будем останавливаться и на том, что после этих взрывов были заключены в тюрьму все более или менее видные оппозиционеры, верующие и т.д.

Наряду с этими последствиями события 16 февраля послужили стартом для атаки на ташкентский клан во главе с Тимуром Алимовым.

В частности, выдвигаемый этим кланом как основной претендент на пост президента Узбекистана Рустам Азимов был снят с поста министра финансов и назначен министром макроэкономики и статистики, на очень низкую должность по сравнению с должностью министра финансов.

На место Азимова министром финансов был назначен уроженец Самаркандской области, бывший первый заместитель председателя Центрального банка Мамаризо Нурмуродов.

Был уволен с поста министра высшего образования Шавкат Алимов, родной брат Тимура Алимова.

Кроме того, с поста заместителя премьер-министра по вопросам науки, просвещения, культуры и спорта был уволен представитель ташкентского клана Алишер Азизходжаев, нынешний ректор Академии государственного строительства Узбекистана.

Его место, пост заместителя премьер-министра по вопросам науки, просвещения, культуры и спорта, по инициативе Исмаила Джурабекова занял Хамидулло Кароматов, сын узбекского писателя Саъдулло Кароматова, уроженца г. Бухары.

Назначение Хамидулло Кароматова заместителем премьер-министра было уникальным событием с точки зрения рывка по служебной лестнице:
до этого он работал маленьким начальником отдела пропаганды и просвещения хокимията г. Ташкента.

Впрочем, на этой должности Хамидулло Кароматов очень понравился Исламу Каримову: доктор филологических наук, автор докторской диссертации "Коран и узбекская литература" Хамидулло Кароматов начал публично называть всех бородатых мусульман ваххабитами и гомосексуалистами, материть и избивать своих подчиненных не хуже самого Каримова.

Так на место ташкентских опять стали приходить самаркандские.

Сам Исмаил Джурабеков к концу 1999 года был восстановлен на работу, сначала в минсельводхозе, а потом был назначен советником президента по вопросам сельского хозяйства.

Самым последним достижением Джурабекова стало то, вскоре "Великий Тимур" был снят с поста советника президента по кадровым вопросам.

Однако, как бы ни хотел и ни старался Исмаил Джурабеков, Ислам Каримов не смог полностью выкинуть Тимура Алимова с аппарата президента.

Итак

Угасающий, но не "умирающий" Тимур Алимов

Тимур Алимов был уволен с поста советника президента и назначен начальником контрольно-ревизионной инспекции аппарата президента.

С этого момента Алимов и возглавляемый им клан стали предпринимать все возможное, чтобы вернуть себе былое положение. Теперь они не стали бороться против Исмаила Джурабекова и самаркандского клана. Они пошли по-другому пути, более прямому, более близкому для завоевания власти в стране.

Тимур и его команда сразу перешли в наступление на президента: начали вести политику дискредитации Ислама Каримова, создавать ему черный имидж.

Первым делом Тимур Алимов занялся тем, что начал распространять слухи, что Ислам Каримов тяжело болен, что вот-вот он умрет.
Каримов, действительно, был болен.

Но этого, кроме президентского окружения, никто не знал.
В конце концов, эти слухи дошли и до простого населения.

Однако для Тимура Алимова одних слухов о несостоятельности президента Каримова управлять страной было мало.

И ташкентский клан под разными угрозами и шантажом начал заставлять Каримова подписывать различные указы и постановления, способствующие ухудшению социального положения в стране.

Так, летом 2002 года тот самый министр макроэкономики и статистики Рустам Азимов и другой уроженец города Ташкента, министр торговли Мираброр Усманов, уговорили президента Каримова подписать злополучное постановление, запрещающее импорт товаров в Узбекистан предпринимателями-физическими лицами.

Два ташкентца преподносят будущие меры как единственно возможный путь снизить курс доллара на черном рынке.

После этого постановления по всему Узбекистану начались акции протеста, в них люди ругали уже не просто власти и правительство, а конкретно президента Каримова.

После этого по уговору этих двух представителей ташкентского клана Каримов подписывает документ о закрытии всех вещевых рынков.

Так Каримов получил имидж руководителя, угнетающего собственный народ.
Частенько к президенту заходит и сам Тимур Алимов, заходит, чтобы окончательно добиться подписания того или иного указа в интересах своего клана.

Однако вся эта кампания ташкентского клана не проходит гладко, так как ей сопротивляется уже Исмаил Джурабеков, который всяческий пытается окончательно устранить с высших эшелонов власти Тимура и его команду.

Главы каждого из кланов по-своему начали шантажировать президента Каримова, избегая встреч между собой.
Однако в ноябре 2002 года встреча лидеров двух влиятельных кланов все-таки состоялась.
Состоялась по инициативе "серого кардинала", который чувствует себя уже более комфортнее, чем "Великий Тимур".

Итак

Дуэль "серого кардинала" и "Великого Тимура"

Исмаил Джурабеков вызвал Тимура Алимова к себе в кабинет в аппарате президента и после полуторачасовой беседы заставил его написать заявление на имя президента Каримова об увольнении с работы (с поста начальника контрольно-ревизионной инспекции президентского аппарата) по "собственному желанию".

Джурабеков хотел взять тимуровское заявление и зайти с ним к президенту сам, однако Тимур Алимов, который оказался намного хитрее Исмаила Джурабекова, стал умолять зайти самому к Каримову с собственным заявлением.

Джурабеков согласился: Тимур Алимов с заявлением в руках сам зашел к Исламу Каримову.
Он вышел из кабинета президента через час, у него в руках было то самое заявление об увольнении без подписи президента Каримова.

Итак

Беседа с президентом, или шантаж "Великого Тимура"

Во встрече с президентом Тимур Алимов открыто сказал, что если он подпишет это заявление, то его клан поступит по методу "серого кардинала", который огласил Таджикистану секретные материалы в отношении полковника Махмуда Худойбердиева.

Алимов открытом текстом дал понять, что огласит всему миру участие президента Каримова в торговле наркотиками, тот самый случай с наркоэшелоном Джурабекова в Германии.
Тем более, спецслужбы некоторых больших стран уже подозревают Каримова в торговле наркотиками.

Кроме того, Тимур Алимов пригрозил раскрыть подробности 16 февраля, как это все было организовано и т.д. Алимов "объяснил" Каримову, что он тоже умеет организовывать "теракты" в Ташкенте.

Видимо, он напомнил Каримову о том, что за ними стоят "большие бизнесмены" из г. Ташкента.
Он говорил там долго и много. Побледневший от такого шантажа Ислам Каримов вынужден был оставить Тимура Алимова на работе в своем аппарате.
Так "Великий Тимур" оставил с носом "серого кардинала" узбекской политики.
И обо всем этом, в частности, о подробностях своей "беседы" с президентом Каримовым Тимур Алимов с гордостью рассказывает людям из своего клана.
Так Исмаил Джурабеков не смог устранить лидера ташкентского клана Тимура Алимова.
Так борьба ташкентского и самаркандского кланов осталась незаконченной и напряженной.

Итак

Битва кланов - угроза стабильности Узбекистана

В своей книге "Узбекистан на пороге 21-века" президент Узбекистана говорит, что борьба кланов угрожает стабильности республики так же, как и терроризм, религиозный экстремизм.

Действительно, битва кланов ни к чему хорошему не приводит, и это мы видим в истории возникновения самаркандского и ташкентского кланов, их борьбе в независимом Узбекистане. Мы видим, что в угоду своих интересов кланы готовы на все, даже на истребление народа.

+++
+++

_________________
новый http://9e-maya.com/index.php?action=forum
резерв http://9e-maya.org/forum/index.php
http://www.igstab.net./
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
us998



Зарегистрирован: 05.12.2009
Сообщения: 8248
Откуда: СССР

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 8:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кланы и коррупция в Узбекистане
Алишер ТАКСАНОВ, Ташкент

(Постановка проблемы)
http://www.zonakz.net/articles/1119
Цитата:
Несмотря на модернизацию общества, которое проводилось вначале царской Россией, затем Советским Союзом, а в последнее десятилетие – президентом Исламом Каримовым, Узбекистан был и остается страной с восточной системой деспотии и экономики.

Это связано с тем, что здесь тысячелетиями формировался и развивался азиатский способ производства с соответствующей политической надстройкой и социальной структурой.
В итоге Узбекистан можно характеризовать как государство, в котором сильны влияния общины и, тем более, родоплеменные отношения являются вполне традиционными и естественными в системе государственного управления.

Институализация кланов происходит совместно с национальным возрождением и самоидентификацией этносов.

Нужно сказать, что этот процесс вполне объективен и укладывается в рамки тех явлений, что происходят в настоящее время на всем постсоветском пространстве.


Кланы в Узбекистане отличаются от кланов, к примеру, Казахстана, Туркменистана или Кыргызстана.

Дело в том, что в трех последних республиках население издревле вело кочевой образ жизни (их еще называли киргизами), у них сохранились родоплеменные отношения и соответствующие связи с другими племенами, органами власти, собственностью и управлением ресурсами по так называемой “вертикали”.

В Узбекистане основным лейтмотивом в формировании кланов лежал территориальный фактор (по горизонтали), поскольку местное население вело оседлый образ жизни (население называли “сартами”).

В связи с этим образовалось землячество, когда родственные связи велись по отношению к тому или иному поселку, региону.

В советский период клановые отношения нивелировались коммунистической идеологией.

Тогда КПСС было объявлено о создании единого народа на пространстве СССР – советского, поэтому национальные и этнические особенности официально не имели существенной роли.

Между тем население Узбекистана, как и всей Средней Азии не пережило капиталистический уклад хозяйствования, который, как известно, стирает территориальные или племенные различия, переводя этносы в ранг наций.

Поэтому кланы сохранили свое влияние, просто официальная пропаганда старалась негласно привлечь на свою сторону эти кланы.

Несмотря на то, что коммунистическая идеология стремилась затемнить такой фактор самоидентификации как племенная принадлежность, между тем в быту и на неофициальном уровне клановая принадлежность играла большую роль, особенно при подборе и расстановке кадров.

Большевики не смогли уничтожить кланы, несмотря на предпринятые в 20-50 годах физический террор и в последующем – политические преследования.

Азиатское общество с патриархальным менталитетом сумело противостоять всем натискам коммунизма, более того, оно сумело сохранить общины, а в настоящее время они играют не последнюю роль в самоуправлении граждан.

Нужно отметить, что большевики понимали сложность работы в восточном обществе и поэтому всячески учитывали менталитет и сложившуюся социальную структуру и общественные отношения в Центральной Азии.

Не зря был введен институт вторых секретарей, то есть когда на пост второго секретаря компартии различного уровня (районов, городов, областей, республики) назначался человек славянской национальности, который осуществлял роль буфера между кланами, и этим самым соблюдался стратегический баланс интересов всех региональных группировок.

Кланы всегда стремились к власти – это аксиома. Интересы своего рода (землячества – в условиях Узбекистана) были превыше всего, и вступление в КПСС для членов клана не было противоестественным, если это имело значение для самого клана.

Необходимо вспомнить, что руководящие должности в СССР предоставлялись только коммунистам, и поэтому в Центральной Азии было немало членов КПСС, которые не столько были верны догматам и постулатам большевизма, сколько стремились получить доступ к ресурсам и перераспределить их в интересах своего клана.

Вспомним, что, например, в Туркменистане членство в колхозах часто определялось принадлежностью к тому или иному племени.

Как отмечают эксперты Аскат Дукенабев и Валимжан Танырыков, до сих пор практически все казахи, кыргызы и туркмены (кроме городских жителей) знают свою племенную принадлежность.


Советская система закрывала глаза на клановый интерес и позволяла им добывать материальные блага и укреплять социальный статус благодаря плановой схеме распределения.

Естественно, взамен требовалась “преданность” идеям и догмам коммунизма.

Представители кланов, находясь у рулей управления (Госплан, Госснаб, Минторг, Потребкооперация, Минфин и прочие министерства и ведомства, регулирующие экономику), умели направлять финансовые и материальные потоки в свои регионы, обеспечивая необходимый жизненный уровень своего клана.

Порой это происходило за счет хищений, взяток и прочих криминальных деяний, но для защиты своих представителей кланы держали своих людей в органах контроля (милиция, прокуратура, КГБ, суды).

Кланы выполняли волю Москвы, но в то же время решали вопросы собственного благополучия.
Нереальные планы съездов партии выполнялись приписками, а реальные материальные ресурсы направлялись в регионы для поддержки не общегосударственных или общехозяйственных задач, а для решения задач локального уровня.
Это устраивало Москву, это устраивало и Ташкент.


В середине 80-х годов кланам был нанесен серьезный удар.

Началась партийно-административная чистка, которая закончилась громким так называемым “узбекским делом” - фактами о приписках в хлопковой отрасли Узбекистана.

“Вдруг” обнаружились хищения социалистического имущества на миллиарды рублей.

Впрочем, подобное было и в других республиках Центральной Азии и Кавказа (где родоплеменные и общинные отношения являлись главенствующими), но основной удар советской карательной машины был нанесен Узбекистану.

Репрессии подверглись представители многих кланов, этим самым Москва обезглавила самые могущественные региональные группировки.

В материально-финансовом смысле также был нанесен серьезный удар – государство конфисковало ценности у членов клана.

В этих условиях на политическую арену пришел человек, который не имел никакой поддержки в кланах и не представлял никого из кланов – Ислам Каримов, партийный функционер.

Он стал лидером ЦК Компартии Узбекистана, хотя ранее этот пост предоставлялся исключительно представителю клана.

В тот момент кланы, боясь новых репрессий, не посмели организовать “сопротивление”, как это было сделано, к примеру, в Казахстане жузами (ордами), когда на “смену” казаху Кунаеву пришел русский Колбин.

То есть негласный “договор” между Москвой и среднеазиатскими кланами был нарушен.

С распадом СССР и образованием новых независимых государств кланы восприняли духом и под лозунгом национальной независимости, возрождения стали проводить свои идеологические установки.

Пошла борьба между советско-партийной номенклатурой, которая уже не имела никакой поддержки у населения, и кланами, которые имели большое влияние через восточное мировоззрение, религию, общественные связи, а также накопленное за годы советской власти материальное состояние.

В Таджикистане это имело трагический исход – началась гражданская война.

При СССР все лидеры республиканского отделения КПСС постсталинской эпохи были уроженцами Ленинабада (Ходжанда), то есть внутренняя политика в Таджикистане определялась принадлежностью первого секретаря к тому или иному региону.

Нужно добавить, что те учитывали фактор конфронтации и всегда делились властью со своими “союзниками” из других регионов республики.

Баланс был нарушен в 1991-92 годах, когда лидеры из восточных районов Таджикистана объединились с представителями кланов Курган-Тюбы.

Они стремились сместить с власти представителей Ленинабадской и Кулябской областей.

Религиозный фактор был привнесен позднее – нужно было объединить людей для борьбы с коммунизмом, и ислам стал консолидирующим звеном для кланов.

В действительности шла борьба за ограниченные ресурсы республики.

Институт вторых секретарей был нарушен, связи с Москвой – слабые, влияние прежних государственных структур – слабое.

Таджикистан был страной, где родоплеменные отношения (тоже, как и в Узбекистане, территориальные) имели важное значение.

Каждый клан стал стремиться перетянуть на себя финансовые и материальные потоки.
Возник конфликт между ними (горно-бадахшанцами, кулябцами, памирцами, ленинабадцами, душанбинцами и пр. кланами по земляческой форме), который перерос в гражданскую войну.


В Кыргызстане учли это, и власть всячески стала заигрывать с кланами: Аскар Акаев перераспределил министерские портфели и должности в правительстве с учетом интересов кланов, тем самым получив относительную стабильность (последние события, впрочем, доказывают, что концептуально проблема так и не разрешена).

Конечно, и Ислам Каримов, будучи президентом-прагматиком, не мог не учитывать того, что кланы могут сдетонировать политическую систему в Узбекистане и привести к острому политическому конфликту (как это имело место в Таджикистане, а еще раньше – в Афганистане), если не удовлетворить их амбиции и требования.

Но, с другой стороны, стремясь удержать власть и предотвратить вариант по таджикскому сценарию, он стал укреплять систему личной (президентской) власти.

Сказать, что это привело к стабильности – трудно, но в данный момент президент силой репрессий и личностного фактора выполняет роль того стратегического баланса, который ранее играл институт вторых секретарей.

Кланы требуют многого – им нужна власть для получения огромных ресурсов, которыми располагает Узбекистан (природными, материальными, финансовыми), и они вряд ли удовлетворятся теми “подачками”, что им сейчас предоставляет нынешняя власть.

Конечно, Каримов стремится контролировать кланы, особенно когда коррупция приобретает огромные масштабы.

Не секрет, что, согласно данным на конец 90-х годов, по уровню коррупции Узбекистан в мире занимал пятое место, уступая лишь Камеруну, Нигерии, Азербайджану, Югославии.
Этот фактор стал пугающим для многих западных предпринимателей. Коррупция как паутина пронзила всю систему власти.
Но коррупция в Центральной Азии – это система кланов, которая через своих представителей в органах власти решает собственные проблемы за счет государственных ресурсов.
В этом и проявляется специфика восточной коррупции.

Вспомним, как осенью 1998 года в Самарканде и Навои президент пытался противодействовать влиянию коррупции и кланов.

Так, в Навоийской области в коррупции был уличен хоким Хает Гаффров.
Как заявил сам президент Ислам Каримов, “в деятельности хокима появились такие недостатки, как семейственность, кумовство.
Он забыл, что основной долг хокима – жить заботами о народе.
Попав под влияние подхалимов, он, используя служебное положение, стал выполнять их желания”.

Естественно, Х.Гаффаров стал подбирать себе кадры, лично преданные ему.
В итоге за несколько лет им было заменено 90% районных и городских хокимов, 100% управленческого аппарата, руководителей сферы экономики и культуры, общественных организаций.

Руководитель Самаркандской области Алишер Мардиев на все ведущие и официальные должности назначал только своих людей.

Это касалось не только правоохранительных и налоговых органов, но и биржи труда, банков, муниципалитетов и других.

Стоит привести цифры: за короткий срок были освобождены от должности хокимы 11 городов и районов, руководители многих областных организаций.

Нужно отдать должное Президенту Каримову, заявившему, что “нельзя терпеть ситуацию, когда место освобождается для какого-то конкретного лица, если это “лицо” близко к руководству, и оно назначается в связи с родственными и приятельскими отношениями”.

В течение последних пяти лет президент Узбекистана пытается уменьшить влияние теневой экономики, порожденной не только несовершенством экономической системы, ее правовым полем, но и коррупцией.

Кланы проявляют интерес к наличию огромного количества барьеров, позволяющим им “регулировать” частный сектор, получать бюрократическую ренту.

В свою очередь, они создают предприятия, имеющие облегченный доступ к валюте, природным ресурсам.

Кланы все больше приобретают экономическую самостоятельность. Стоит вспомнить, что некоторые кланы контролируют огромные сферы экономики Узбекистана, в частности, хлопок, зерно, внешнюю торговлю, инвестиции, золотовалютный запас страны, нефтегазовую отрасль, энергетику и телекоммуникации.

Даже крупные оптовые рынки в г.Ташкенте контролируют семья.

Персонализация личностей, которые представляют эти кланы, весьма опасна для автора этой статьи, но нужно заметить, что “кукловоды” все время находятся в “тени”, оттуда дергая ниточки и приводя в движение марионеточную бюрократическую машину.

С другой стороны, некоторые эксперты утверждают, что кланы также контролируют организованную преступность, а также наркотрафик из Афганистана.

Существует версия, что февральские события 1999 года (террористические взрывы в Ташкенте) были организованы кланами в отместку за кадровые перестановки в правительстве.

К сожалению, сейчас трудно отслеживать эти явления в виду серьезной опасности для исследователей.


Постоянная смена глав региональных администраций (хокимов) не приводит к желаемым результатам, поскольку кланы “выталкивают” инородцев из своего региона или склоняют их на свою сторону.

Практически президент Узбекистана бессилен что-либо сделать, ибо ему противостоят серьезные слои общества, имеющие скрытые резервы для влияния (экономические, религиозные, политические).

Пока И.Каримов не трогает их, кланы устраивает статус-кво, но сколько это будет продолжаться – не знает никто, хотя прогнозировать ситуацию вполне возможно.


В настоящее время доля теневой экономики в Узбекистане составляет от 40 до 60% ВВП.

Это огромные ресурсы, которые проходят мимо государства, его бюджета, в то же время эти средства оседают в личных запасниках кланов.

Они имеют своих представителей во всех властных структурах – милиции, судах, финансовых и налоговых органах, таможне, региональных администрациях, в экономике - частном секторе (СП, фирмы, предприятия) и государственном (стратегические запасники, контрольные пакеты акций), которые обеспечивают стабильный приток средств и обеспечивают защиту всех финансовых потоков. Кланы создают реальную экономическую и политическую угрозу государству.

Естественно, процессы демократизации страны их нисколько не устраивают.

Им не нужна свободная и независимая пресса, которая раскрывала бы все махинации региональных группировок, не нужен самостоятельный парламент, контролирующий все финансовые и бюджетные потоки государства, нет нужды также и в независимой судебной власти.

Может, из-за этого Узбекистан уже долгое время топчется на месте…

_________________
новый http://9e-maya.com/index.php?action=forum
резерв http://9e-maya.org/forum/index.php
http://www.igstab.net./
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Война -> Национализм Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Web Hosting Directory

Free Web Hosting | File Hosting | Photo Gallery | Matrimonial


Powered by PhpBB.BizHat.com, setup your forum now!
For Support, visit Forums.BizHat.com